8 января в читальном зале Рощинской библиотеки прошли, ставшие уже традиционными, праздничные встречи. В этот раз встреча была приурочена к светлому празднику Рождества.
На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века, однако, учитывая наличие христианской общины в древнем Киеве, празднование могло иметь более давнюю историю.
Рождество славится своими традициями. В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают всякую пищу, деньги или конфеты. Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя.
Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.
В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина, считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, так как было поверье, что тогда скотина не убежит из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили).
На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине.
За чашечкой чая с конфетами гости смогли узнать больше об этом празднике, поделиться воспоминаниями, пообщаться друг с другом, погадать на своё будущее и договориться о новой встречи, которую мы с нетерпением будем ждать.